Информация о совершенствовании деятельности психолого-педагогических комиссий (Ппк).
Информация об организации обучения и воспитания детей с ОВЗ на сайте ГКУ ЦПМСС www.rcpmss@mail.ru
Меню сайта ПМПК - методическая копилка, контактный телефон 40-79-02
Прием ведется по предварительной записи.
Договор с ПМПК
Рекомендации для родителей обучающихся, педагогов и специалистов. Данные рекомендации содержат лаконичные и понятные алгоритмы действий для всех участников образовательных отношений в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Примерная схема характеристики школьника, направляемого на ПМПК.
Положение о ППк МКОУ "СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского"
Федеральные документы, регулирующие деятельность ППК, в т.ч. при определении специальных условий образования для детей с ОВЗ, инвалидностью:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
- Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. N 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015 г.)".
- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897".
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413".
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
- Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".
- Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".
- Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
- Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016г. №ВК-1047/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. №Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
В ч.16 ст.2 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Под специальными условиями понимают:
- использование специальных образовательных программ (адаптированные образовательные программы) и методов обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
-специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- предоставление услуг тьютора;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение беспрепятственного доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
ПМПК устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.
В целях реализации права на образование обучающихся с ОВЗ установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) (ч.6 ст.11 ФЗ-273). На данный момент для получения образования детьми с ОВЗ, которые начали обучение с 01.09.2016г., в соответствии с поэтапным графиком введения ФГОС необходимо ориентироваться на приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", и приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
В заключениях ПМПК определяются особые условия прохождения ГИА разными категориями обучающихся с ОВЗ. При подаче заявления на участие в ГИА выпускники с ОВЗ предоставляют копию заключения ПМПК, а обучающиеся дети-инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающем факт установления инвалидности, выданной МСЭ.
Дети с ОВЗ могут претендовать на особые условия при сдаче ГИА, в т.ч. имеют право по желанию выбрать форму сдачи экзамена (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ) по всем или отдельным учебным предметам, которые указываются участником ГИА в заявлении.
На основании приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2013г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования» обучающиеся в школе по общеобразовательной программе, не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей, оставляются на повторное обучение или переводятся на обучение по АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану, т.е. вопрос о повторном обучении решается в образовательной организации.
Учащимся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) свидетельство об обучении выдается по образцу в установленном порядке (ч.13 ст.60 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Согласно п.1 ч.3 ст.44 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» заключения ПМПК для родителей носят рекомендательный характер. Они имеют право не предоставлять документы в образовательные и иные учреждения. Вместе с тем, представленные заключения ПМПК в образовательные учреждения являются основанием для оформления обучающегося как ребенка с ОВЗ и создания специальных условий для обучения и воспитания, в т.ч. психолого-медико-психологического сопровождения (ПМПс), осуществляемое психолого-медико-психологическим консилиумом (ПМПк) образовательного учреждения.
По результатам ПМПс ПМПк подводятся итоги и вырабатываются дальнейшие рекомендации. В случае необходимости уточнения или изменения рекомендаций, ребенок с ОВЗ (при согласии родителей (законных представителей) вновь направляется на ПМПК с подробной характеристикой на обучающегося (Приложение 2).
Различают следующие формы обучения для детей с ОВЗ:
- очная (обучение в условиях массовой школы);
- очно-заочная (обучение на дому);
- заочная (дистанционное обучение).
Форма обучения ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и др. актуальных жизненных обстоятельств. Следует отметить, что обучение на дому должно быть рекомендовано врачебной комиссией (ч.5 ст.41 ФЗ-273). Родители (законные представители) предоставляют в образовательное учреждение медицинскую справку, в которой должен быть указан период обучения и форма обучения (например: период 2016-2017 учебный год, по очно-заочной форме обучения (на дому). По истечении срока обучения родителям (законным представителям) необходимо с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами пройти медицинскую комиссию вновь и предоставить в образовательное учреждение медицинскую справку с рекомендациями на следующий период обучения. В случае непредставления такой справки ребенок переводится на обучение в условиях массовой школы.
В заключениях ПМПК рекомендуется получение услуг тьютора и (или) ассистента при необходимости, предоставление/непредоставление которых оговаривается в договорах.
Срок повторного прохождения ПМПК зависит от возраста ребенка на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения.
Для детей, получивших рекомендации обучения по АОП для детей с ЗПР (или по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ) срок повторного обследования должен совпадать с окончанием обучения в начальной школе.
Для детей, чьи особые образовательные потребности установлены ПМПК, повторное обследование рекомендуется проводить перед завершением обучения по ФГОС ООО, не позже, чем в январе-феврале, т.к. рекомендация об особых условиях прохождения ГИА должна быть дана своевременно. Такие же рекомендации и для обучающихся среднего общего образования.
Для обучающихся по АООП ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок обучения – 13 лет).
Для детей дошкольного возраста повторное обследование в ПМПК необходимо перед началом обучения на уровне начального общего образования.