Часто задаваемые вопросы
Тема 1: Приём в 1 классы
Как осуществляется приём в первый класс?
Согласно закону, приём граждан в общеобразовательные учреждения осуществляется в соответствии с:
• Конституцией Российской Федерации;
• законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
• Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
• типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
• приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» (вступил в действие с 07.05.2012 года);
• письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2012 № ИР-535/03 «О правилах приёма в ОУ»;
• постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпиде- миологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
• нормативными актами администраций районов города, в котором проживает ребёнок;
• уставом образовательного учреждения;
• локальными актами образовательного учреждения, регламентирующими порядок приёма.
Порядок приёма в общеобразовательные учреждения иностранных граждан, лиц без гражданства и их учёт осуществляется на основании Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации, принимаются в образовательные учреждения по направлению администрации района.
Для поступления ребёнка в школу родителям необходимо подготовить следующие документы:
• копию свидетельства о рождении с вкладышем, подтверждающим российское гражданство;
• медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утверждённую приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 03.07.2000 № 241 (справка о возможности обучения в общеобразовательной школе);
• справку о регистрации ребёнка и родителей или лиц их замещающих (форма № 9 или справка органа внутренних дел о регистрации проживания, или справка Миграционной службы);
• сертификат о профилактических прививках;
• заявление (образец предоставляется в школе).
Образовательное учреждение вправе объявлять приём граждан
только при наличии лицензии на ведение образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.
Образовательное учреждение обязано ознакомить поступающих, родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, информировать о порядке приёма в данное образовательное учреждение, о работе приёмной комиссии и порядке подачи апелляции.
Образовательное учреждение предоставляет поступающим, родителям (законным представителям) возможность ознакомиться с содержанием образовательных программ и других документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
В 1-й класс принимаются дети в возрасте 6—7 лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, следует проводить с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей шестилетнего возраста.
Тема 2: Итоговая аттестация
Вопрос. Имеют ли льготы при поступлении в вузы медалисты?
Ответ. В соответствии с приказом Минобрнауки от 23.06.2014 № 685 медаль «За особые успехи в учении» вручается выпускникам, завершившим освоение программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «Отлично» по всем предметам учебного плана.
Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на следующий учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.07.2014 № 839, предусмотрен учет индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение (портфолио) посредством начисления баллов за индивидуальные достижения, в том числе за наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием.
Вопрос. В каких формах может быть получено общее образование?
Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получение в образовательной организации или вне образовательной организации в форме семейного образования (самообразования).
При выборе формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) подают заявление руководителю образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, и уведомляют о переводе ребенка на семейное образование отдел образования администрации района. Ребенок при этом отчисляется из образовательного учреждения.
Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении экстерном.
Для прохождения промежуточной аттестации экстерном родители (законные представители) подают заявление в образовательное учреждение. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
Вопрос. Каковы правила зачисления ребенка в десятый класс государственной образовательной организации?
Ответ. В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, прием граждан в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка. При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.
Вопрос. Кем определяются формы проведения государственной итоговой аттестации обучающихся 11-х классов?
Ответ. Формы государственной итоговой аттестации, порядок ее проведения в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования – Министерством образования и науки Российской Федерации.
Вопрос. Возможно ли освобождение учащегося 9 класса от экзаменов по медицинским показаниям?
Ответ. Обязательность прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, регламентирована пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Для детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация может проводиться в форме государственного выпускного экзамена.
Вопрос. Может ли администрация школы отказать родителям в выборе заочной или очно-заочной формы обучения ребенка?
Ответ. В соответствии с действующим законодательством администрация образовательной организации не вправе отказать родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в выборе форм получения образования и форм обучения.
В срок до 1 января 2016 года в уставы всех общеобразовательных организаций были внесены изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе о возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения.
Тема 3: Государственная итоговая аттестация
Я пока не понимаю, какой экзамен по математике мне выбрать: профильный или базовый. Математику знаю, вроде, нормально, поступать собираюсь в вуз, где математика нужна, но это не профильный предмет. Есть опасение, что профильный экзамен могу завалить, тогда ведь и аттестат не получу! Как быть?
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в этом учебном году будет разделен на базовый и профильный уровни.
Выпускники могут сдавать оба уровня одновременно либо один из уровней.
Для получения аттестата о среднем общем образовании, а также для поступления в образовательную организацию высшего образования, где в перечне вступительных испытаний отсутствует учебный предмет «Математика», достаточно сдать экзамен по математике на базовом уровне. Для поступления в образовательную организацию высшего образования, в которой математика включена в перечень вступительных испытаний, необходимо сдавать экзамен на профильном уровне.
При оценивании ЕГЭ по математике базового уровня предусмотрена 5-балльная система, профильного уровня - 100-балльная система.
Тема 4: Организация внеурочной деятельности
Действительно ли внеурочная деятельность теперь обязательная для всех?
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Урочная деятельность позволяет формировать основные знания, умения и навыки школьника, различные компетенции. Внеурочная деятельность дополняет и развивает приобретаемые школьниками знания и умения. В то же время необходимо отметить, что родители вправе вместе со школой определить количество занятий в неделю с учетом посещения ребенком кружков, секций и, в целом, организации второй половины дня.
Внеурочная деятельность является важной частью образования ребенка, развивает его знания и умения, его компетенции. Следует не отказываться от таких занятий, а выбрать то их количество, которое будет наиболее удобным для школьника и принесет ему наибольшую пользу.
Школа предлагает 5 направлений внеурочной деятельности. Могут ли родители выбрать не все направления?
Да, могут. Задача школы – предложить занятия внеурочной деятельности по всем пяти направлениям, а родители вправе выбрать занятия для своего ребёнка.
Можно ли отказаться от внеурочной деятельности, предоставив справку от врача о том, что ребенку противопоказаны повышенные нагрузки?
Внеурочная деятельность не должна приводить к повышению нагрузки школьников. Она предполагает другие формы организации занятий: классные часы, экскурсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектную деятельность.
Следует отметить, что внеурочная деятельность не является новшеством в образовательном процессе. Ранее она реализовалась через систему классных часов и внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы, экскурсионной работы и работы школьных научных обществ, а в настоящее время строится в зависимости от образовательных потребностей и интересов детей. При этом школьники, как и раньше, имеют возможность посещать занятия в музыкальных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях дополнительного образования.
Многие дети после школы дополнительно занимаются в кружках, музыкальных спортивных или художественных школах. Как они могут совместить эти занятия с внеурочной деятельностью?
Прежде всего необходимо отметить, что выстраивать вторую половину дня для ребенка в первую очередь могут только сами родители. Родители вместе с ребенком определяют, какие кружки и секции будет посещать ребенок, чем дополнительно он будет заниматься. И какое время во второй половине дня будет занимать внеурочная деятельность.
Так, для детей, посещающих музыкальные, спортивные, художественные школы, кружки в домах детского творчества, внеурочная деятельность значительно сокращается. При активных занятиях ребенка музыкой или спортом она может реализоваться через классные часы, экскурсии, социально направленную деятельность.
В соответствии с новым стандартом в рамках внеурочной деятельности школа также учит ребят проектной деятельности, например, как правильно составить портфолио.
Но даже в случае, если ребенок не посещает дополнительные занятия в музыкальных, спортивных, художественных школах, родители вправе выбрать меньшее количество занятий внеурочной деятельности. Какие это будут занятия и в каком объеме – это решение принимается родителями.